Как научить ребенка правильно обращаться с мусором?

20 Июль 2018

Мусор – тема, актуальная не только для взрослых. С раннего детства ребенка важно и нужно приучать к правильному обращению с твердыми бытовыми отходами. Главный инструмент – это пример родителей. Дети впитывают и повторяют поведение взрослых – известный факт. Но это происходит неосознанно.  Еще лучше, чтобы ребенок понимал, зачем он поступает именно так, выбрасывая пластиковую бутылку в мусорное ведро и что могло бы быть, если бы пластик попал в землю или мировой океан и продолжил свою жизнь там.

Что об отходах должен знать ребенок?

Дети должны знать, что твердые бытовые отходы – это отходы, образующиеся у населения, в результате использования товаров (изделий, предметов) в личном домашнем семейном хозяйстве. К твердым бытовым отходам относят всевозможную упаковку, картон, изделия из дерева, металла, кожи, стекла, пластмассы, текстиля, сломанные бытовые приборы, пищевые отходы.

После того, как мусор оказался в контейнере двора жилого дома или частного сектора, мусоровоз загружает его и перевозит на полигон – единственное возможное место для захоронения твердых бытовых отходов. Полигон – участок, обеспечивающий прием, складирование и хранение бытовых отходов, то есть комплекс природоохранных сооружений, предназначенный для изоляции и обезвреживания отходов.

Если твердые бытовые отходы не захоранивать на полигонах и не удалять на нужное расстояние от жилых территорий, это непременно может повлечь за собой загрязнение окружающей среды через воздух, воду, пищу растительного происхождения, выросшую на отравленной мусором почве. Поступающие в почву химические соединения накапливаются и приводят к постепенному изменению ее химических и физических свойств, снижают численность живых организмов, ухудшают плодородие. Вместе с загрязняющими веществами часто в почву попадают болезнетворные бактерии, яйца гельминтов и другие вредные организмы.

Человечеством также изобретены соединения, которые не разлагаются. К ним относятся различные упаковочные материалы, емкости для хранения жидкостей, резина, лавсан, синтетические полимеры, моющие средства, красители. Все они выделяют вредные для окружающей среды и людей вещества. Вот почему так важно вывозить мусор на полигон – специально отведенное место для захоронения твердых бытовых отходов.

Вашему ребенку также интересно будет узнать о том, что у себя дома мы нередко храним и опасные отходы. Опасные отходы в составе ТБО – это батарейки и люминесцентные лампы. Их нельзя хранить после использования. Ученые подсчитали, что одна пальчиковая батарейка, выброшенная в парковой зоне/в лесу, может загрязнить тяжелыми металлами 20 м² территории. В таком случае, вред батареек на окружающую среду имеет конкретное цифровое выражение: на загрязненных 20 м² не вырастут два дерева, не смогут жить несколько тысяч дождевых червей, а земля без них перестанет быть плодородной.                                                                                                                      Все люминесцентные лампы содержат ртуть, ядовитое вещество 1-го класса опасности. Эта доза может причинить вред здоровью, если лампа разбилась, и если постоянно подвергаться пагубному воздействию паров ртути, то они будут накапливаться в организме человека, нанося вред здоровью.

Давайте научим детей относить опасные отходы в специально отведённые для этого места и оставлять в предназначенных для этого установленных контейнерах.

Обновлённый список адресов размещения контейнеров для батареек в нашем городе, куда вы можете пойти с ребенком и предложить самостоятельно опустить батарейки в контейнер, объяснив смысл этого действия. 

 

1.         Пр. Гагарина, 54, Главный корпус педагогического института

2.         Ул. Героев АТО, 79а, Филологический факультет педагогического института

3.         Ул. А.Васякина, 54а, Общежитие педагогического института №3

4.         Ул. Героев АТО, 79б, Общежитие педагогического института №4

5.         Ул. В.Матусевича, 11, Общежитие педагогического института №4

6.         Ул. В.Матусевича, 11, Корпус №6 Криворожского национального университета

7.         Ул. Костенко, 12, Корпус №6 Криворожского национального университета

8.         Ул. Медицинская, 16, Корпус №6 Криворожского национального университета, у

9.         Пр. Почтовый, 64, Криворожский экономический институт

10.       Пр. Мира, 9, Криворожский экономический институт

11.       Пр. Мира, 42, Помещение Дзержинского исполкома

 

Обновлённый список адресов размещения контейнеров для люминесцентных ламп:

 

1.       Ул. Гетьманская, 2г, ООО «Экоспецтранс»

2.       Ул. Вартаняна, 3, ООО «Экоспецтранс», Терновской участок

3.       Ул. Жовтонога, 1, ООО «Экоспецтранс», Ингулецкий участок

 

 

С целью развития экологической культуры в вашем ребенке, предложите ему поразмышлять на тему мусора, отходов. Предложите ответить на заданные вопросы и проанализировать смысл стихотворения.

1.      Чтение и анализ вслух стихотворения.

 

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

 

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят!

 

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

 

Но на солнечной полянке

Тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

 

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

 

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли -

Насорили и ушли!

 

Мы прошли, конечно, мимо...

- Эй, ребята! - крикнул Дима. -

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

 

Мы купались,

Загорали,

Жгли костер,

В футбол играли -

Веселились, как могли!

Пили квас,

Консервы ели,

Хоровые песни пели...

Отдохнули - и ушли!

 

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки -

Словом, мусора гора!

 

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

 

Сергей Михалков

 

2.      Игра-предположение.

«Что было бы, если бы каждый бросал мусор, куда ему вздумается?»

 

3.      Постановка проблемы.

Как сохранить нашу Землю от мусора?

Предложите ребенку дать несколько ответов на поставленный вопрос.

 

4.      Предложите ребенку написать рассказ-вымысел о мусоре, где он будет главным героем. И сами напишите рассказ о себе.

 

5.      Прочитайте ваши рассказы друг другу, поразмышляйте вслух с ребенком о написанном. Задайте друг другу вопросы.

 

 

Не оставляйте без внимания тему мусора в общении с детьми!

Помните, после нас они будут оберегать планету, стоять на страже экологического порядка. 



Login form